Шестерни в КПП имеют разный размер и количество зубцов. Для пары шестеренок, расположенных на разных валах, передаточное число выражается в соотношении количества зубцов одной шестеренки к другой. Например, если у одной шестеренки 20 зубцов, а у другой — 40, то передаточное число для этой пары шестеренок будет равно 2.
На промежуточном валу закреплены несколько шестеренок с различным диаметром и количеством зубцов. Шестерни, находящиеся на одном валу, вращаются с одинаковой скоростью. Таким образом, при вхождении в зацепление разных шестеренчатых пар происходит изменение передаточного числа в ту или иную сторону, что и является, по сути, переключением передач. Если промежуточный вал вывести из зацепления вообще, то это будет означать отсутствие передачи крутящего момента от первого вала ко второму, или от мотора к колесам, то есть нейтральную скорость.
Для включения задней передачи необходимо изменить направление вращения крутящего момента, это достигается при помощи еще одного, четвертого, шестеренчатого вала. Когда он вступает в зацепление, количество шестеренчатых пар, участвующих в передаче вращения, становится нечетным, что и приводит к изменению направления вращения на противоположное.
Каждая коробка передач характеризуется определенным передаточным числом на каждой из пяти скоростей, не считая задней.
Механическая (обычная) КПП выполняет передачу крутящего момента от двигателя к колесам, а также изменяет при необходимости его силу и направление. Это изменение происходит путем переключения передач водителем.
Узлы, входящие в коробку передач
В стандартную КПП входят следующие блоки:
картер;
шестеренчатые валы, среди них выделяют первичный, промежуточный и вторичный;
добавочный вал с шестеренками для задней скорости;
синхронизаторы;
механизм переключения скоростей;
рукоятка.
Основные части КПП находятся в картере, прикрепленном к блоку сцепления, который заполнен трансмиссионной жидкостью (маслом). Это позволяет снизить перегрузки, воздействующие на шестерни в процессе движения автомобиля.
Валы КПП вращаются в подшипниках, расположенных внутри картера, они оснащены шестеренками различного размера.
Нагнетатель класса ROOTS – это объемный нагнетатель с простой конструкцией, схожей с масляным шестеренчатым насосом двигателя.
В него входит корпус в виде овала, в котором два ротора крутятся в разные стороны и имеют особый профиль.
На них расположены оси, которые соединены шестернями. Особенностью этих нагнетателей является метод нагнетания, который заключается том, что воздух сдавливается извне компрессора в нагнетательном трубопроводе.
Из-за этого этот тип нагнетателей часто называют компрессором с внешним нагнетателем.
Минусом данного устройства является его конструкция, то есть из-за того, что сжатие воздуха происходит вне компрессора, его эффективность зависит от значения наддува.
Поэтому чем больше давление, тем меньше его КПД.
Также стоить заметить, что все нагнетатели данного класса оснащают интеркуллерами, задача которых заключается в охлаждении воздуха, нагревающегося в рутс-компрессоре.
Одним из минусов эксплуатации механических нагнетателей является то, что они плохо сказываются на ресурсе двигателя, так как обычно поломка мотора вызывается повышенными оборотами.
Чтобы получить максимально возможную мощность, нужно, чтобы топливо было смешано с нужным для него количеством кислорода.
Чем больше топлива сгорит, тем большей мощностью будет обладать автомобиль.
Центробежные нагнетатели наиболее востребованы в тюнинге.
По типу действия они очень схожи с турбонаддувом, так как обладают одинаковым методом накачки воздуха, но имеют различные способы привода.
В самом начале процесса воздух, проходя через особый канал, оказывается в нагнетателе на лопастях крыльчатки, набирая обороты, лопасти начинают закручивать и откидывать воздух в сторону периферии кожуха, а именно в часть, в которой расположен диффузор.
В конце воздух выталкивается в воздухосборник, по форме напоминающий улитку.
Смысл конструкции состоит в том, что образуется давление воздушного потока возле выхода нагнетателя.
Их минус – шум, так как чтобы он эффективно работал, нужна очень большая скорость оборота крыльчатки. Обычно скорость получается более чем 40 тысяч оборотов в минуту.
Также в минусы можно отнести малую задержку при его срабатывании, но меньшую, чем у турбонагнетателя.